продаёшь - рискуешь свободой!

покупаешь - рискуешь жизнью!

Контрафакт на рынке кабельной продукции

Нередко потребители кабельной продукции сталкиваются с проблемой контрафактного и фальсифицированного товара. Покупатели, приобретая некачественную продукцию, ставят под угрозу безопасность объектов, на которых она используется. Через какой-то промежуток времени сработает такая «бомба замедленного действия» с тяжёлыми последствиями: большими финансовыми затратами, потерей здоровья и даже человеческих жизней. По данным МЧС наибольшее число пожаров происходит в жилых зданиях и помещениях массового посещения людей. Глубину данной проблемы обсуждают на страницах журнала ТОЧКА ОПОРЫ Галина Константиновна ХРОМОВА, директор по качеству ОАО «ВНИИКП» и Александр Иванович ЧУПИЛИН, ведущий специалист Службы сбыта и маркетинга ФГУП «ОКБ КП».

ТОЧКА ОПОРЫ:
– Имеет ли место вышеописанная проблема в вашей практике? Приведите примеры.

Галина Хромова:
– В течение 2006-2010 гг. во ВНИИКП и Ассоциацию «Электрокабель», объединяющую основных изготовителей кабельной продукции, всё чаще поступает информация о наличии на рынке кабельной продукции, несоответствующей требованиям безопасности. В связи с этим в 2008 году Ассоциацией «Электрокабель» создана Секция «Качество кабельно-проводниковой продукции», основными задачами которой являются анализ ситуации на российском рынке и организация взаимодействия с государственными органами и участниками рынка с целью исключения с рынка некачественной и контрафактной кабельной продукции.

Результаты анализа поступившей в Секцию информации о качестве кабельной продукции показали, что наличие на рынке некачественной кабельной продукции в основном связано со следующими явлениями.

• Появлением множества новых производителей, использующих устаревшее технологическое оборудование без необходимой модернизации, нарушающих технически обоснованные нормы, действующие для кабелей и проводов, и озабоченных получением сиюминутных прибылей. Многие «новые изготовители» с участием дилеров заполняют рынок некачественной продукцией, используя известные на рынке марки кабелей и проводов.

• Увеличением потока некачественных кабельных изделий из-за рубежа.

Например, данные, поступившие в мае этого года от одного из контролирующих органов, показали, что все 18 образцов проводов под маркой ПУНПм, отобранных на складе одного из изготовителей, не соответствуют требованиям безопасности, предусмотренным для силовых проводов в стандарте, и большинство образцов не соответствуют требованиям ТУ, по которым выпускалась эта продукция.

Аналогичные данные опубликованы ЦМТУ Ростехрегулирования по итогам надзорной деятельности в 2009 году.

Александр Чупилин:
– В обсуждении данного вопроса следует рассматривать два рынка. На монопольном рынке b2b, на мой взгляд, данная проблема не имеет место. Обозначенные тенденции по проникновению контрафактной продукции следует обсуждать применительно рынку b2c.

ТОЧКА ОПОРЫ:
– Каким требованиям должна соответствовать качественная кабельная продукция?


Галина Хромова:
– Наиболее массовый характер приобрели производство и реализация некачественных проводов и кабелей для строительства и ремонта жилья, спортивных, культурных сооружений и т.п., т.е. таких проводов и кабелей, которые должны соответствовать требованиям электро- и пожарной безопасности, проходить обязательную сертификацию или декларирование соответствия согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 и Федеральному закону от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

С 31.12.2010 г. кабельная продукция на номинальное напряжение до 1 кВ включительно должна будет проходить обязательное подтверждение соответствия требованиям Федерального закона от 27.12.2009 г. № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования». Перечень стандартов к этому регламенту в настоящее время готовится.

Александр Чупилин:
– Кроме того, любая безопасная продукция должна соответствовать требованиям НТД и, что немаловажно, запросам приобретателя.

ТОЧКА ОПОРЫ:
– Что собой представляет контрафакт и как отличить его от качественной продукции?

Галина Хромова:
– В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК РФ контрафактной признается продукция, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности (охраняемый результат), если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение такой продукции приводят к нарушению исключительного права на такой результат.

Подделка инновационной кабельной продукции, разработанной с учётом последних достижений науки и техники и защищённой патентами на изобретения или полезные модели, может рассматриваться как контрафакт. Разработчик инновационной продукции продвигает её на рынок, а другие изготавливают её подделку и используют маркировку разработчика и даже ссылки на ТУ разработчика. В контрафактных изделиях не используются требуемые материалы и технологии, и они, разумеется, не соответствуют своему функциональному назначению, установленному сроку службы. Типичным примером в настоящее время в условиях, когда появилась массовая потребность в пожаробезопасных кабелях, являются контрафактные кабельные изделия с использованием обозначения «нг-LS».

Кроме того, надзорными органами выявляется на рынке фальсифицированная кабельная продукция российского и зарубежного производства, т.е. несоответствующая продукция, в отношении которой изготовитель с корыстной целью предоставляет потребителю недостоверную информацию о её качестве. Требования к предоставлению потребителю достоверной информации о качестве продукции установлены в Законе «О защите прав потребителей».

Фальсифицированная продукция пред-намеренно производится с нарушением требований нормативной документации, имеет, как правило, заниженные сечения токопроводящих жил, заниженные значения толщин изоляции и оболочки. Это позволяет изготовителям иметь сниженный расход дорогостоящих материалов (медь, ПВХ-пластикат) и устанавливать демпенговые цены по сравнению с качественной продукцией.

Неквалифицированный потребитель берёт массово предоставленную продукцию и ориентируется на более низкую цену. В рекламе и сети Интернет содержится много объявлений «Кабель по самым низким ценам». Однако, рассматривая такую рекламу, потребитель должен учитывать, что изготовитель установил низкую цену за счёт снижения качества кабельной продукции (снижение расхода материалов, применение некачественных материалов, проведение испытаний в неполном объёме и др.).

На фальсифицированной продукции часто отсутствует маркировка по оболочке, что затрудняет идентификацию её изготовителя. Этим пользуются дилеры и продавцы, продавая продукцию под маркой известных заводов.

Использование некачественной кабельной продукции может приводить к поражению человека электрическим током, коротким замыканиям, выходу из строя оборудования и бытовой техники, пожарам.

Примером фальсифицированной продукции может служить упомянутый выше опасный провод марки ПУНПм. Более подробная информация по этой теме размещена в разделе «Проблемы качества» сайта ВНИИКП (www.vniikp.ru), на сайтах Ассоциации (www.elektrokabel.ru), www.ruscable.ru и других СМИ.

Александр Чупилин:
– Выпускаемая предприятием продукция делится на качественную и не допускаемый к реализации брак. На рынке b2b контрафакт соответствует браку.

ТОЧКА ОПОРЫ:
– Почему производителям некачественной продукции удаётся её реализация?

Галина Хромова:
– Одна из причин – наличие на рынке сертификатов на кабельную продукцию, выданных непрофессиональными организациями с нарушением правил сертификации. Потребители часто обращаются во ВНИИКП для консультаций по таким сертификатам.

Мы убеждены, что сертификацией кабельной продукции должны заниматься только организации, имеющие квалифицированных специалистов и обладающие необходимым испытательным оборудованием. Вызывает беспокойство то, что в Москве быстро растёт число органов по сертификации кабельной продукции, готовых выдать сертификат в кратчайшие сроки.

Александр Чупилин:
– Есть ещё один очень серьёзный фактор, – заинтересованность приобретателя. Нередко приобретатель знает, какую продукцию он покупает, знает, что она низкого качества, но его устраивает и этот факт, и цена продукции. В этом плане интересно рассмотреть вопрос и о распространённых сегодня обращениям к производителям по поводу производства продукции по индивидуальному требованию заказчика, тогда характеристики продукции задаются заказчиком.

ТОЧКА ОПОРЫ:
– Какие меры необходимы для борьбы с контрафактом, и что в состоянии сделать в этом направлении производители качественной продукции?

Галина Хромова:
– Информирование потребителей о качестве кабельной продукции, профессиональная сертификация, её строгий контроль, ужесточение таможенных требований к импортной продукции – вот меры, которые нужно принимать на всех уровнях, и в этом нам требуется помощь со стороны кабельных заводов, контролирующих органов и общественности.

В любом случае, в настоящее время с наименьшим риском целесообразно покупать продукцию заводов Ассоциации «Электрокабель», все они приняли «Декларацию качества» и подавляющее число из них имеют длительно функционирующие системы обеспечения качества. Перечень заводов легко можно найти в Интернет, в том числе на сайте Ассоциации «Электрокабель».

А малый и средний бизнес должен заботиться о качестве и безопасности продукции и в этом смысле перенимать опыт профессионалов, чего пока мы, к сожалению, не видим на рынке кабельной продукции.

Александр Чупилин:
– Могу добавить использование современных технологий маркирования изделий и практики отзыва продукции с рынка, что соответствует требованиям ФЗ «О техническом регулировании …».

Спецкоры Светлана ЯКИМЧУК, Алла НИКИФОРОВА